Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Для реализации образовательно – воспитательного процесса в МДОАУ № 186 для
детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья оборудованы 3 групповых ячейки.
В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Приемная – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды.
Приемные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов, крючками для верхней одежды и полкой для обуви. Каждая индивидуальная ячейка маркируется в соответствии со списочным составом группы.
В образовательных целях приемная используется для формирования умений
одеваться и раздеваться, воспитания опрятности (алгоритм одевания, дидактическая кукла с набором одежды по сезонам). В приемной располагается центр «Физкультурно-оздоровительный», который предназначен для расширения индивидуального двигательного опыта детей в самостоятельной деятельности и формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих (прыгалки,
скакалки, обручи, нестандартное оборудование и др.).
Также в приемной расположены информационные стенды для родителей
(Например: «Для вас, родители»), в которых расположены: консультации, памятки, рекомендации, выставки детских работ с целью развития художественно- эстетического вкуса, повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других детей.
2. Умывально - туалетная комната – где установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец по количеству обучающихся, кроме того, в туалетных установлены душевой поддон, умывальная раковина для персонала, шкафы для уборочного инвентаря.
В образовательных целях размещен алгоритм мытья рук для формирования
культурно-гигиенических навыков.
3. Групповая комната - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи.

Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства МДОАУ № 186 и группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда МДОАУ № 186 обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда отвечает актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация пространства развивающей предметно-пространственной среды обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивает возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.
Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются.
Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания детей в МДОАУ № 186.
В групповых комнатах можно выделить следующие зоны с учетом
образовательных областей:
1. Зона социально-коммуникативного развития представлена: центром
«Безопасность», который включает в себя дидактические игры и дидактический материал по безопасность, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали макеты дорог, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (дорожные знаки, костюмы); центром «Строительная мастерская»,
в котором представлены различные виды конструкторов и образцы - схемы для воспроизведения построек.
Так же есть центр психологической разгрузки, где можно обнять любимую мягкую игрушку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского шума, создавая свой собственный мир.
Имеются игровые модули: игровой модуль «Магазин» (с набором предметов:
овощей, фруктов, «выпечки» и другое), модуль «Парикмахерская» (с набором предметов: фартук, журнал причесок, набор парикмахера и другое), модуль «Кухня» (с набором предметов: посуды, мягкой мебели и другое), модуль «Больница» / «Почта» (с набором предметов: набор врача, кушетка / посылка, конверт и другое), также имеется в групповой комнате оборудование, которые предназначено для реализации других сюжетных игр (утюги, гладильные доски, куклы и другое).
2. Зона познавательного развития: включает в себя дидактические и
развивающие игры (имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений; дидактические игры).
Центр «Природы» содержит природный материал (шишки, ракушку, желуди,
камешки, горох, бобы и пр.), образцы различных видов семян, комнатные растения и другое.
В центе «Экспериментирование» для младшего дошкольного возраста или в центре «Исследовательская деятельность» для детей старшего дошкольного возраста имеется оборудование для экспериментирования с водой и песком и элементарных опытов.
3. В зоне речевого развития имеется демонстрационный материал, дидактические игры по развитию речи; сюжетные картинки разнообразной тематики; детские книги, портреты писателей; различные виды театра.
4. Зона художественно-эстетического развития включает в себя центр
«Художественное творчество», который включает карандаши, краски, бумагу, кисти, трафареты и другое; центр «Музыкальное развитие», включает в себя музыкальные инструменты, портреты композиторов и другое, а также к этой зоне относится часть, формируемая участниками образовательных отношений «Родное Оренбуржье», которая включает в себя дидактические игры, предметы народного творчества, наглядные пособия о природе, достопримечательностях, истории города Оренбурга, Оренбургской
области и Урала.
5. В зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для
физической активности детей, нестандартное оборудование, а также иллюстрации летних, зимних видов спорта и т.д.
Для полноценной реализации образовательного процесса в групповых комнатах установлены столы и стулья по количеству детей в группах. Подбор мебели для детей проводится с учетом антропометрических данных обучающихся и в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Каждая групповая комната оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей, также в групповых комнатах находятся учебные доски (маркерные).
Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции.

Объекты для проведения практических занятий

В МДОАУ № 186 для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья оборудованы следующие учебные помещения,
предназначенные для проведения практических занятий:
- музыкальный зал;
- спортивный зал;

-мини - музей
- методический кабинет.


Музыкальный зал
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей, а также с участием семей воспитанников. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия, театральные костюмы и атрибуты, позволяющие организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный центр, баян и другое оборудование. Созданная развивающая музыкально – предметная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и
потребностей детей.
 

Спортивный зал

Спортивный зал МДОАУ № 186 занимает отдельное помещение и предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований, а также с семьями воспитанников. Оборудование спортивного зала включает:
- оборудование для профилактики плоскостопия, осанки (массажные дорожки, сухой бассейн и другое);
- игровое спортивное оборудование (кольцеброс, оборудование для игр с мячом и другое);
- разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи,  флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и другое);
Все оборудование соответствует санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами.

Мини-музей
Мини-музей «Русская изба». В него вошли такие предметы- экспонаты как русская печь, сундук с русскими национальными костюмами, украшениями, головными уборами; предметы русского быта —керосиновая лампа, самовар, деревянная и глиняная посуда, захваты, корзины, куклы в русских народных костюмах и др. Посетив такой мини-музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства. Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Горница — узорница», «Народные умельцы», «Светлый праздник — Пасха», «Рождество Христово», «Сказки у русской печки». Создание мини-музея «Русская изба» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия.

Мини-музей«Казахской культуры».В него вошли такие предметы экспонаты, сундук, казахская прялка, музыкальные инструменты, предметы обихода, посуда, национальные костюмы (женская и мужская одежда) , головные уборы, обувь  и т.д.

Посетив такой мини-музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с культурой казахского народа.

Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч таких как «Наурыз».

Мини-музей «Кукол», предлагает знакомство как с народными куклами, такими как кукла-Пеленашка», тряпичными куклами, так и с современными куклами, сделанными из различных материалов. В работе по сбору и созданию экспонатов принимали участие дети и их родители. В ходе организации мини-музея была организована детско-родительская площадка «Любим в куклы мы играть», проведён мастер-класса по изготовлению куклы-Пеленашки.

Методический кабинет

Методический кабинет – творческая педагогическая мастерская. Кабинет
предназначен для обеспечения практической, творческой работы педагогов,
самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта работы накопленного в МДОАУ № 186.
Методический кабинет оборудован всем необходимым (компьютером, ноутбуками, МФУ, ламинатором, брошюровщиком, методической литературой и другим) для организации работы заместителя руководителя и педагогического персонала МДОАУ № 186.

В холле организации размещены:
- информационные стенды для родителей и папка - передвижка содержащие
информацию: копии правоустанавливающих документов, информацию о реализуемой в детском саду образовательной программе дошкольного образования МДОАУ № 186, тематические консультации, образцы документов для приема обучающихся на обучение и другие
материалы;
- информационный стенд по организации питания в детском саду с ежедневным меню, «Уголок потребителя» и другие стенды;
- галерея тематических сменных выставок – «Времена года», «Подарок к 23
февраля», «Моя мама –самая лучшая» и другое.

                              
Спортивная площадка


Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физическому развитию, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, соревнований, праздников с обучающимися. На площадке имеется перечень оборудования: футбольные ворота, волейбольная сетка, баскетбольное кольцо и другое

Прогулочные участки


Прогулочные участки предназначены для прогулки, наблюдения, игровой
деятельности, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной работы, трудовой деятельности с детьми. На участках размещено следующее оборудование: домики-беседки, , качалка "Машинка",
"Цветоцек", качели, качели-балансир; песочницы "Забава -мини с крышкой»; скамьи на металлических ножках; теневой навес.


На территории МДОАУ № 186 размещены следующие объекты для проведения практической деятельности:
- площадка по ПДД: разлинованная территория для проведения практических занятий;
- «Тропа здоровья»: различные блоки для стимуляции акупунктурных точек и профилактики плоскостопия;
- «Экологическая тропа»: объекты живой и неживой природы; оборудование для элементарного прогнозирования погоды: метеостанция

Библиотека

     В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации
образовательной программы дошкольного образования в МДОАУ № 186 сформирована библиотека.
    Библиотечный фонд укомплектован печатными учебными, электронными учебными, методическими и периодическими изданиями по образовательным областям и обеспечивающий реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования , разработанных МДОАУ № 186 в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации ребенка- инвалида.
   Учебные издания, используемые при реализации образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 186, отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
    Библиотека расположена в методическом кабинете, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером. Для педагогов МДОАУ № 186 обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям.
    Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Порядок пользования библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базами данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности».

Спортивные объекты

Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся
(воспитанников) в МДОАУ №186 оборудованы и функционируют
следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий, для
детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
Спортивный зал - проведение утренней зарядки, занятий по физическому развитию, проведение спортивных праздников группах общеразвивающей направленности, проведение индивидуальной работы

Физкультурно-оздоровительные центры: - проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группах общеразвивающей
направленности, развитие двигательной активности и физических качеств детей.

Спортивная площадка: - проведение занятий по физическому развитию на
открытом воздухе в теплый период времени; - проведение утренней зарядки,
спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе; - проведение
соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей)
обучающихся (воспитанников); - закрепление основных видов движений
(прыжки, ходьба, бег, лазанье, равновесие).

Средства обучения и воспитания


Все объекты МДОАУ № 186 для проведения практических занятий с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки);
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
- учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
- музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофоны, телевизоры в некоторых группах и музыкальном зале);
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (книги, энциклопедии, релаксационное оборудование и др.).
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной
деятельности детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МДОАУ № 186 имеется музыкальный зал, спортивный зал, которые обеспечены всем необходимым материалом и оборудованием. В музыкальном зале есть музыкальный центр, микрофоны, декорации, детские музыкальные инструменты, костюмы. В спортивном зале есть мячи, обручи, скакалки, шведская стенка, маты и гимнастические скамейки, а также остальное спортивное оборудование.
Оснащенность методического кабинета средствами ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) способствует познавательному развитию и обучению педагогов обучающихся. В условиях детского сада ИКТ используется в различных видах образовательной деятельности, дополняя работу по воспитательной и образовательной деятельности. В образовательном процессе МДОАУ № 186 используются 2 компьютера и 1 ноутбук, подключенных к сети Интернет; функционируют официальный сайт
дошкольной организации, страница в VK, содержащие информацию о деятельности организации с целью обеспечения открытости и доступности информации об учреждении для общественности и привлечения законных представителей обучающихся.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Состояние доступности основных структурно-функциональных зон: доступно- частично избирательно.

В МДОАУ №186 созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:

 - имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника, уполномоченного лица, по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

- при входе в МДОАУ №186 и выходе из него имеется возможность оказания содействия с помощью работника – уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - при входе в МДОАУ №186 имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- официальный сайт МДОАУ №186 адаптирован для лиц с нарушением зрения

Конструктивные особенности здания МДОАУ №186  не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации – отсутствуют.

Стоянка для транспортного средства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в МДОАУ № 186 отсутствует.

Специальные условия питания

МДОАУ №186 осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Питание в детском саду с 01.01.2024г. осуществляется на основании договора на оказание услуг по организации питания с ООО «КОМБИНАТ ПИТАНИЯ №1». Составлено 10-дневное меню, разработанное с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей - инвалидов, в т.ч. детей с ОВЗ в детском саду осуществляет медицинский работник ГАУЗ ДГКБ г.Оренбурга

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается

Электронные образовательные ресурсы

 Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в МДОАУ № 186 отсутствуют

Специальные технические средства обучения

В детском саду для получения качественного образования созданы специальные условия, которые позволяют обучать ребенка с помощью специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, согласно его психофизического развития. Для продуктивной и творческой деятельности детей и сотрудников ДОУ в образовательно-воспитательном процессе используются следующие технические средства обучения:

1.Телевизоры – 1 – музыкальный зал и 1 в

 группе;

2. Музыкальный центр – в музыкальном зале.

3. Магнитофоны – в каждой группе.

4. Ноутбук – 1 шт;

5. Компьютер -2 шт.

6. Световой стол для рисования песком ;

7. МФУ – 2 штуки;

8. Принтер – 1 шт.;

9. Ламинатор – 1 штука;

10. Брошюратор – 1 штука

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МДОАУ № 186 отсутствуют

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений в общежитии, интернате при МДОАУ № 186  не предусмотрено

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie